Карнавал в Венеции невозможно представить без удивительных костюмов и масок. Первое письменное упоминание о появлении у горожан карнавальных масок относится к 1268 году. В Венеции издавна существовала профессия - масочник. Существовали разные типы масок, и создавались они на любой вкус и кошелек. Маски мастерили из кожи, папье-маше, фарфора.
Самыми распространенными были маски баута, вольто и морета. Венецианская баута представляла собой белую маску с глубокими впадинами для глаз и оттопыренным подбородком; в ней можно было пить и есть. К маске-баута надевали черный плащ-пелерину и черную треуголку. Такой костюм придавал облику ряженого зловещий вид. Здесь можно даже купить подобные маски, как атрибут многих праздников, они очень интересны. Маска вольто - белая или раскрашенная, скрывающая все лицо, - была похожа на кукольное личико и подходила к любому костюму. Женская маска морето - овальная, из черного бархата; её удерживали, зажимая зубами маленький шпенек изнутри маски; по словам Казановы, это делало дам молчаливыми и загадочными.

С возникновением в XVI веке итальянского уличного театра - комедии дель арте - в праздничной венецианской толпе появились его персонажи с узнаваемыми, выразительными характерными масками: Арлекин, Панталоне, Пульчинелла, Коломбина, Капитан, Доктор, Труффальдино, Пьеро. Каждый из этих персонажей олицетворял в комической, гротескной форме определенный человеческий тип, характер с ярко проступающими страстями и пороками. При одном только появлении все сразу узнавали Панталоне - старого скупердяя, сквалыгу и сластолюбца - по его очкастой маске, козлиной бородке, шаркающей походке, крючковатым пальцам, вцепившимся в огромный кошель. Или Капитана - бравого вояку, хама и бахвала - по его гнусавому голосу, острым усам и огромным шпорам. Любимцами публики стали простаки - Труффальдино, Бригелла, Скарамуш. Все они - слуги, попавшие в Венецию из захолустья, изъяснялись на грубых диалектах, кашляя, чихая, шепелявя и заикаясь, и откалывали акробатические коленца.
Маски вносили тайну, игру, интригу в самые рутинные дела: ведь пока длился карнавал, в масках ходили в гости, вели судебные процессы, торговали, играли в казино, танцевали на балах.
Был период, когда венецианцы стали носить маски и после окончания карнавала, совершая под их прикрытием разные проступки и даже преступления. В результате венецианские дожи издали немало указов о запрете ношения масок вне карнавала. Нарушителей ждало нешуточное наказание: штраф, публичная порка или тюремное заключение, В тот период, когда карнавалы в Венеции не проводились (а это годы с 1797 до 1979), венецианцы все же не забывали любимую традицию и иногда носили маски, а вот при Муссолини маски были снова запрещены. Карнавал - это проявление внутренней и внешней свободы человека; вот причина, по которой диктаторы всегда опасались карнавалов, маскарадов и народных праздников.
В наше время изготовление карнавальных костюмов и масок в Венеции - развитая индустрия. Маски продаются по всему городу; а тот, кто пожелает иметь эксклюзивный карнавальный костюм или уникальную маску, может сделать заказ в мастерской. Карнавальные костюмы и маски начинают готовить задолго до праздника, иногда сразу после окончания предыдущего карнавала. Как в Средние века, так и сейчас человека привлекает возможность, надев маску, прожить и прочувствовать в ней то, что в обычной жизни ему бывает недоступно. В масках, как писал некий старинный автор, - все уравнены могучим чародейством.
Mirant.Kiev.ua |